Главная / Новости / Градоформирующая роль промышленных предприятий

Градоформирующая роль промышленных предприятий

Градоформирующая роль промышленных предприятий

Среди актуальных проблем реализации плана экономического и социального развития Санкт-Петербурга и области одной из важнейших является проблема строительства и реконструкции промышленных предприятий, целых промышленных районов города и его нежилых зон (территорий, занятых коммунальными, складскими, транспортными и частично промышленными объектами). Теперь можно с полным основанием сказать, что промышленность в Санкт-Петербурге стала не только градообразующим, но и во все возрастающей степени градоформирующим фактором.

В самом деле, достаточно вспомнить такие крупные промышленные объекты, как «Кировский завод», сформировавший значительный отрезок проспекта Стачек — главной магистрали всего юго-западного планировочного направления города; завод «Красный выборжец», преобразовавший унылый прежде Кондратьевский проспект; завод «Электросила», активно вошедший в архитектурно-пространственную композицию Московского проспекта и прилегающих улиц. Можно назвать и много других примеров активного, в композиционном и градостроительном отношении, влияния архитектуры промышленных сооружений, зданий НИИ, КБ и прочих нежилых объектов на облик улиц, площадей и целых районов Санкт-Петербурга. В этом повышении градостроительной роли промышленных сооружений в городе видится одна из характерных особенностей реализации генерального плана города Санкт-Петербурга. При большом объеме жилищного строительства в условиях уже сформировавшегося города, когда уникальные здания системы культурно-бытового обслуживания и общественные центры строятся в небольшом количестве, именно архитектура промышленных предприятий и других крупных объектов нежилого назначения призвана внести своеобразие и придать неповторимость облику застройки города.

Промышленные предприятия Санкт-Петербурга, как вновь возводимые, так и развивающиеся и реконструируемые, группируются в, так называемые, нежилые (промышленные) зоны или в промышленные узлы по периферии города или между крупными селитебными образованиями. Особую группу многофункциональных нежилых зон образуют промышленные районы, исторически сформировавшиеся еще в дореволюционное время, в непосредственном соседстве с селитьбой, окружая со всех сторон центральные жилые массивы. Таким образом, для размещения ленинградских промышленных зон характерны:

  1. Исторически сложившиеся промышленные районы, кольцом охватившие центральное ядро города, где размещены наиболее крупные промышленные предприятия;
  2. Новые нежилые зоны, предназначенные, в основном, для размещения крупных складов, коммунальных и транспортных сооружений и устройств, промышленных предприятий обслуживающего характера и некоторых других объектов;
  3. Формируемые промышленно-селитебные комплексы или отдельные предприятия, размещаемые на территориях вновь проектируемых жилых районов города.

Это, главным образом, научно-исследовательские и проектные институты, учебные заведения, чистые промышленные производства, не требующие санитарно-защитных зон. Формирование таких комплексов создает дополнительные центры трудового тяготения в районах нового жилищного строительства. Застройка вновь формируемых промышленных районов (нежилых зон) и реконструкция уже сложившихся промышленных районов ведутся на основе разрабатываемых проектов детальной планировки и схем генпланов промузлов.

Среди разработанных в последние годы и осуществляемых строительством нежилых зон можно назвать такие интересные и своеобразные планировочные композиции, как «Обухово», «Рыбацкое», «Северо-западная», «Район Большой и Малой Охты» «Район Лесного и Кондратьевского проспектов», «Район Митрофаньевского шоссе и пробивки Ново-Измайловского проспекта», «Парнас», запроектированные архитекторами и инженерами института ЛенНИИпроект и ПИ-1 Госстроя. На территориях этих нежилых зон проведена большая работа по кооперации предприятий и блокировке зданий, сокращению длины транспортных и инженерных коммуникаций, централизации инженерного обеспечения.

В нежилой зоне «Парнас», например, в результате творческой проработки достигнуто сокращение величины осваиваемых территорий на 30%, длины железнодорожных путей на 4км. В реконструируемых промышленных районах решаются и важные градостроительные задачи: пробивки магистралей, связывающих новые жилые территории через промышленное кольцо с центральным ядром города, формирование площадей и улиц города на рассматриваемых территориях.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ